Всем здравствуйте! На первый взгляд ответ прост, "любить ближнего своего", применять Канон Господом твоим, но как научиться правильно сострадать всем живым существам, чтобы оно не превратилось в жаление? Чтобы хватило самого человека на всех и при этом самому не истощиться? Ведь можно так погрузиться в проблемы людей, что астральные ощущения выйдут из под контроля.
У Н.Спириной в одном из интервью написано: "... В Учении говорится: любовь стремится наверх, а сострадание вниз. Сострадание — это тоже вид любви. И легче всего воспитать должное отношение к ближним через сочувствие, сострадание. Для этого надо думать об их положительных сторонах, жалеть их, потому что каждому очень трудно. И тогда, постепенно воспитывая себя, думая не только о себе, но и о них, об их тяготах, можно вызвать в себе сострадание, а это ведь тоже вид любви.
Бывает эгоистичная любовь к собственному ребёнку. Как пишет Елена Ивановна Рерих, исключительная, ненормально разросшаяся любовь только к своему ребёнку — это вид животного эгоизма. Тут надо применить меру правильного отношения.
И всё-таки начинается это всё с сочувствия, а потом уже приходит и чувство любви. Если вы захотите воспитывать любовь и будете думать и вызывать, то вы её вызовете, но это придёт не сразу, а постепенно. Вообще каждое чувство можно вырастить, если будет к тому определённое желание и мысль будет направлена в эту сторону".
Б.Н.Абрамов в своих записях пишет о сострадании:
"Сострадать — значит страдать с страдающим. Чувство страдания есть стимул к оказанию помощи. Ведь боль не чужая, а как бы своя. Из чувства единения проистекает сострадание. Единение и сострадание неразрывны, и одно вытекает из другого. Тот, кто чувствует полное единство, обладает и полным состраданием.
Сердце есть мера сущего. М. — Сострадание — Сердце — основа и венец жизни Нового Мира. Может ли стоять жизнь без сострадания? Мы видим, что такая жизнь приводит к смерти. Жестокость — отличие тёмных, и разрушение — удел жестокости. Но всякое разрушение имеет предел, в то время как созидание предела не имеет. Так же и жестокость разрушает сама себя, а сострадание утверждает рост сердца. И тот, кто хочет душу свою сберечь в обособлении, теряет её, а отдающий душу свою в сострадании — обретает сокровище, всё возрастающее.
Владыка, наречённый Состраданием! За все Твои дары, поднявшие нас из Небытия в Жизнь, Ты ждёшь от нас дара сострадания всеобнимающего. Какое другое благодарение более достойно и созвучно Жертве Твоей? Чем иным уподобимся? Состраданием мы побеждаем нашего единственного врага — себя. Он стоит на пути единения с Тобой. Сострадание уничтожает его и ведёт к Тебе.
Утверди рост сострадания нашего! Мы стремимся стать сотрудниками Твоими, и для этого основное качество Твоё должно стать нашим. И мы Твои, когда полны сострадания. И мы тогда победители. Нет у тёмных мер против сострадания, и этого огня они боятся больше всего. Этот огонь — от искр огня Средоточия. И сердце, пылающее помощью, Твоё сердце".
В «Книге Золотых Правил» Е.П. Блаватской много говорится о сострадании.
«Если скажут тебе, что стать Архатом возможно, лишь перестав любить всё существующее, скажи им, что это — ложь.
Если скажут тебе, что достигнуть освобождения можно, лишь возненавидев мать свою, пренебрегая сыном своим и отрекаясь от отца своего, отказываясь от сострадания к людям и зверям, — скажи им, что лжив их язык».
«Да внимает душа твоя каждому крику страдания».
«Можешь ли ты вырвать из сердца своего божественное сострадание? Сострадание — не качество. Оно — Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа, беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви.
Чем более ты сольёшься с ним, растворив своё бытие в Едином Бытии, чем более Душа твоя войдёт в единение со всем сущим, тем полнее превратишься ты в совершенное сострадание».
«"Буддами Сострадания" называются те Бодисаттвы, которые, достигнув состояния Архата, то есть пройдя весь тайный путь Отречения, отказываются от блаженства Нирваны... чтобы не лишить себя возможности помогать человечеству, насколько карма позволяет такую помощь. Они предпочитают оставаться невидимо в мире и содействовать спасению людей, влияя на то, чтобы те следовали Доброму Закону, иначе — направлялись бы на путь праведности. Эзотерический северный буддизм признаёт подобные великие характеры святыми и молится им, как христиане молятся своим святым».
ГАЙ: "Сострадание – чувство достойное, но жаление опасно тем, что легко заразиться переживаниями жалеемого и вместе с ним очутиться в яме омрачения и отчаяния. Сострадание и жаление отличаются друг от друга. Сострадание действенно. Жаление погружается в переживания жалеемого и увязает в них, умножая их силу, но не рассеивая их. Фактически помощи жалеемому не оказывается. Сострадание горящего сердца облегчает страдания того, кто нуждается в помощи, своими светоносными излучениями. Оно не считается с сумеречным состоянием страдающего, но светом своим заливает его. Свое утверждает сострадающий в другом сознании, но отнюдь не то, чем наполнено сознание страдающего. Граница между состраданием и жалением очень тонка, и, если не научиться ее различать, ущерб неминуем и для жалеемого и для жалеющего. И если сострадающий омрачается и теряет равновесие, то какая польза от такого сострадания? Границы между состраданием и жалением переступать нельзя. Но, когда сделано все, что возможно, решение передается в Руки Учителя".
"...Правильное сочувствие помогает и поднимает другого человека, не погружаясь в его отемненное состояние и не заражаясь им. Даже и сочувствовать надо умеючи, иначе не помощь, но умножение тьмы. Нет никакой необходимости заражаться отемненным настроением собеседника из-за ложного чувства – симпатии или неправильного сочувствия, увлекающего в яму обоих. При сочувствии необходимо явить некоторую степень сдержанности и суровости, иначе невозможно помочь и вытянуть человека из ямы мрака. Каждым омрачением пользуются темные, чтобы подбросить свой вред. Эктоплазму следует содержать в чистоте, чтобы не привлекать темных сущностей. Вообще всякие неумеренные и излишне восторженные эмоции недопустимы. Неуравновесия этого рода вызывают усиленные выделения эктоплазмы. Лимфатики к этому особенно склонны. Можно ли отдавать свое тонкое вещество эктоплазмы на временное пользование неизвестно кому и тем подвергать его опасности заражения всем, чем угодно. Самозащита от тьмы нужна не только для себя, но и для блага окружающих и пространства."