Здравствуйте!
Понимаю так, что волей, как движущим жизненным импульсом, жизненной силой обладают все живые существа, но свободная воля - это привилегия человечества. Только у человека есть право выбора, осознанного разумного действия, творчества. Но пользуется ли им человек?
Наверное, пока мы руководствуемся велениями низшей четвёрки, наша воля не может быть истинно свободной, она в оковах самости, иллюзорности нашего проявленного мира, привычек, всяческих предрассудков, узости мышления.
Надземное, 832"Урусвати знает мощь победы над рабством. Не говорю о рабовладельчестве, о рабстве, которое уже должно быть искоренено, как позор человечества, укажем на рабство внутреннее.
Человек носит в себе наклонность к самому отвратительному рабству. Человек полон малыми привычками. Не думайте, что эти привычки пагубны лишь в земной жизни, гораздо больше они вредны в Мире Надземном.
Неуклюж и неподвижен такой явленный путник Надземного Мира. Он сам лишил себя восприятий тончайших. Он не умеет отозваться на лучшие зовы. Он не может воспринять тонкие ритмы, ибо он глух и нем, как раб. Учитель не может сообщиться с рабом.
Но нужно помнить, что свобода есть высшая дисциплина, потому нельзя считать свободными тех, кто лишь уявляет беспорядочное смятение. Можно сожалеть таких мнимо-свободных, которые только нарушают ценные вибрации. Они не понимают как протягновенен вред, причиняемый ими пространству. Итак, взвесим, которые привычки подавляют нашу свободную волю? Поймем, что мы можем сделаться строителями и разрушителями. Явите понимание истинной свободы.
Мыслитель указывал: «Не будьте рабами, но явите свободу прекрасную».
Надземное, 778"Урусвати знает, что свободная воля ценна, если она свободна. Плачевно зрелище безумца, когда он воображает себя свободным, но, на самом деле, отягощен всевозможными оковами. Может ли воля назваться свободной, когда она слепа, и глуха, и ползет в грязи предрассудков?
Скажут: «Как же жить, если каждый человек на каждом шагу встречает невежество в самых преступных проявлениях?» Конечно, человечество оковало себя тяжкими оковами. Начиная от колыбели, человек слышит выдумки, неимеющие ничего общего с действительностью. Сказки часто более мудры, нежели житейское мудрствование деятелей. Правильно, что человек, неминуемо, встретит отвратительных чудовищ, но свободная воля избавит его от страха и поведет выше таких препятствий.
Психическая свобода есть вход в Мир Надземный. Можно преобразить всю земную жизнь проявлением свободной воли. Не будет свободный человек препираться с невеждами, но подаст им милостыню так, что они не заметят ее, но такой щедрый дар поможет на пути Надземного Мира. Каждый пройдет этим путем, и свободная воля будет мудрой водительницей, только озаботьтесь, чтобы воля была свободной.
Мыслитель предупреждал: «Не обратите светлый дар свободной воли в безумие».
Братство, 103"Как согласить существование свободной воли с воздействиями, о которых много говорилось? Свободная воля существует и никто не будет отрицать ее, но постоянно можно замечать какие-то несоответствия с действиями и мышлением Сил Надземных. Дело в том, что воля может быть гармоничной с Силами Высшими, или хаотичной, нарушая созидание. Плачевно наблюдать, что воля хаотичная преобладает среди людей. Она не улучшается от формального образования. Свобода воли есть прерогатив человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится бедствием."
Братство, 569"Если каждый человек несет свое поручение, то каждый может быть не покинут помощью — так оно и есть. Но можно представить себе огорчение и печаль Руководителя, когда он видит насколько его советы отвергаются! На каждом перекрестке можно усмотреть борьбу между мудростью Руководителя и легкомыслием путника. Именно, на самых малых делах будет проявлена свободная воля, и Руководитель должен печально преклониться перед этим непреложным законом. Но в Братстве не может быть такой губительной борьбы, ибо все основано на взаимном уважении.
Свобода есть украшение мудрости, но распущенность есть рога невежества".
Понимаю так, что воля свободна только когда она от Духа, а это возможно только при постороении связи с Монадой, созвучии с Иерархией, как сказано в тексте:"Свобода воли есть прерогатив человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится бедствием."
Агни Йога, 393"Не может быть такого препятствия, которого не превозмогла бы воля человека. Говорю это не для утешения, не для ободрения, но как непреложность. Люди давно уже наостряют волю, но не понимают нужной степени сознания, которая даёт воле полномочие действия, и можно сказать — все дозволено.Кому же можно доверить все достояние? Лишь тому, кто не извратит и не злоупотребит. Тому, кто крепок сознанием. Тому, кто знает Учение. Как многие похваляются знанием Учения и не знают его. Им скучно перечесть знакомые слова.Огневой вабой, как сокола из поднебесья, надо призвать остроту понимания. Вабили сокола, и он послушно спускался на руку. Так на огонь сознания сойдет истинное понимание. Без огня во тьме не пройти. Подумаешь, какое неслыханное наставление! Но, ведь, не зажигаете огни. Но даже не осмотритесь, где он, источник огня! Не вы ли насмехаетесь над огонь-нашедшими? Того не знаете, что огонь находят не для себя, но для человечества.Но нашедшим огонь говорю — все дозволено. Вы знаете, как идти над бездной. Опасность для вас радость. Между словами Учения для вас вспыхивают огненные знаки и воплощают несказанное.Драгоценно, что огонь не отвлеченность, но доступен глазу. Огонь есть мера вседозволения. Огонь есть знак вседоверия."
Если правильно понимаю,"нашедший огонь"-построивший связь с Монадой, потому всё дозволено. "Вы знаете, как идти над бездной" - есть знание Духа. Тогда,думается мне, есть и свобода воли..
Но также сказано, что волю нужно обуздать и воспитать:
Надземное, 456"Урусвати знает, что психическая энергия направляет перелеты птиц, также она содействует человеческим объединениям, но нужно помнить о воспитании воли, которая будет лучшим пособием к озарению. Как путеводный факел вспыхивает озарение и освещает путь, но как воспитать волю? Может быть, посредством сосредоточения или пранаямы? Каждое средство будет полезным, но самая крепкая воля слагается на уроках жизни.Не нужно ждать каких-то исключительных событий, чтобы упражнять волю. Пусть она растет на самых обычных каждодневных проявлениях. Так укрепляется самая несломимая воля. Плохо, когда человек твердит себе о качестве воли, она должна накопляться внутри психическим импульсом. На каждом труде упражняемся в укреплении воли. На каждой встрече люди показывают уровень волевой.Мысль человека течет по приказу воли и такое ощущение должно быть открытием врат, но не рабством. Настоящее воспитание воли начинается от первого пробуждения сознания. Человек от ранних дней своей жизни уже чует преимущество дисциплинированной воли. Не все могут легко преодолеть необузданную волю. Хаос побеждается только осознанием, что эта грубая материя должна быть преображена. Но много воплощений нужно пройти, чтобы самостоятельно понять необходимость преодоления хаоса.Пока человек не искушен опытом, пусть он послушает совет о воле. Он поймет, как воля должна быть усилена или обуздана. Он поймет, что воля поможет ему не оскорбить ближнего. Воля подскажет, когда можно оказать помощь. Через провод воли и Наше руководство поспешит. Воля подобна очищению, когда она направлена к добру.Мыслитель нередко указывал на перелетных птиц и говорил: «Какая прекрасная сила руководит этими путниками».
И в Учении говорится о неделимости понятий свободной воли и руководства:
Надземное, 485"Урусвати знает, что людям особенно трудно совместить понятие свободной воли с руководством. Одни кричат об уничтожении руководителей, другие вопят против свободной воли, но сама жизнь показывает, что лишь равновесие дает продвижение.Среди обычной жизни можно видеть, как гармонично уживаются оба понятия. Учитель дает задание и добавляет: «Приложи свое уменье, чтобы лучше решить». Такое простое пояснение дает полное решение насколько могут мирно преуспевать оба понятия. Руководство лишь развивает свободную волю и она в развитии сознает целесообразность руководства. Но к этому вопросу каждому придется обратиться много раз.Люди как бы поделились на два непримиримых стана. Любители свободной воли называют последователей Учителей ретроградами, но последователи руководства зовут разрушителями любителей свободной воли. Таково недоразумение, которое отнимает у людей лучшие возможности. Нужно искать обстоятельство, которое могло бы покрыть крайности общим куполом. Легко представить жизнь в беспредельности, под таким куполом соединятся многие понятия. Найдутся меры, которые покажут ничтожество произвольных делений.Нужно, чтобы истинный учитель поощрял свободную волю, и разумный ученик именно напрягая свободную волю, оценил бы значение учителя. Можете заметить, как многократно Мы возвращаемся к противоположениям учительства и свободной воли. Люди нуждаются в особом примирении этих неделимых понятий. Лучшее будущее зависит от гармонии противоположений. Кто не желает понять это спасительное условие, должен принять многие страдания. Учитель не может переродить упрямство ученика, если он не приложит усилий доброй воли. Но добрая воля и есть свободная воля.Мыслитель указывал, что добро, и свобода, и красота живут под одной кровлей."